Экспертиза детско-родительских отношений

Судебная психологическая экспертиза
в Ростове - на - Дону
Ольга Чермошенцева -
Судебный эксперт по детско-родительским отношениям.
При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
В каких случаях нужна экспертиза детско-родительских отношений?
При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.
Экспертиза детско-родительских отношений или психологическая экспертиза детско-родительских отношений – это один из видов детских психологических экспертиз либо комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз, при проведении которых, эксперты определяют индивидуально-психологические особенности каждого члена семьи (ребенок, родители, бабушки/дедушки, братья/сестры и др.), психологический микроклимат в семье, устанавливают особенности взаимоотношений между ребенком и родителями (опекунами), отношение ребенка к каждому из родителей, а также, отношение каждого из родителей к ребенку, устанавливается факт психологического или физического воздействия родителей на ребенка, с целью определения судом дальнейшего проживания и порядка общения каждого из родителей с ребенком.
Как проводится экспертиза детско-родительских отношений:
Экспертиза проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.
В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  • Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  • Уровень психологического развития ребенка.
  • Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  • Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  • Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  • Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Запишитесь на бесплатную консультацию !

Оставьте Ваш телефон, я Вам перезвоню!